Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САНАКСАРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
61, С. 300-304 опубликовано: 15 августа 2025г. 


САНАКСАРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Краснослободской и Темниковской епархии Мордовской митрополии), находится в пос. Санаксарь, близ г. Темникова Республики Мордовии, на левом берегу р. Мокши.

1659-1915 гг.

Санаксарский монастырь. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Климкова
Санаксарский монастырь. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Климкова

Санаксарский монастырь. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Климкова
Основан в 1659 г. как пустынь темниковским служивым дворянином Лукой Васильевичем Евсюковым. «По любви и усердию к монашескому чину» он выделил для обители часть своих земельных угодий и пригласил из запустевшего Старокадомского Свято-Троицкого мон-ря Темниковского у. опытного старца Феодосия с неск. иноками. Братия построила деревянные кельи-хижины и часовню. После прошения темниковских жителей и насельников пустынь была утверждена благословенной грамотой Святейшего патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II от 30 окт. 1669 г. (текст грамоты см.: Тихон (Ципляковский). 1888. С. 6-7). Той же грамотой благословлялось возведение на берегу небольшого оз. Санаксар деревянной ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, «а верх бы на той церкви был не шатровый, а алтарь сделать круглый тройной». Храм был освящен в 1676 г. по грамоте Святейшего патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) (текст грамоты см.: Там же. С. 7-8). По храму обитель сначала именовалась Сретенской Санаксарской пуст., а по основателю - Феодосиевской (Федосьевским Починком). В 1677 г. о. Феодосий, уже в сане игумена, испросил у царя Феодора Алексеевича право на владение перевозом через р. Мокшу, а также близлежащими сенными покосами для обзаведения домашним скотом. В 1678-1679 гг. с разрешения воеводы В. И. Шипилова братия устроила сначала лодочную переправу, а затем паромную.

В 1680-1681 гг. по повелению царя Феодора Алексеевича игум. Феодосий с 11 насельниками был переведен в Сибирь. В Верхнеудинском у. на р. Селенге, впадающей в оз. Байкал, он основал Преображенский Посольский мон-рь, ставший крупным миссионерским центром среди южносибир. племен (ДАИ. Т. 8. № 91; см. также Даурская духовная миссия).

Игум. Феодосия сменили строители игумены Зосима и Трифон. К нач. XVIII в. пустынь, не обладавшая крупными земельными угодьями, была небогатой, в 1723 г. в ней проживали 7 насельников. Здесь некоторое время подвизался мон. Исаакий (впосл. иеросхим. Иоанн (Попов), основатель Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни). В нач. XVIII в. (1711?) вместо обветшавшей Сретенской ц. была построена одноименная холодная церковь; в 1-й пол. 1730 г., при строителе иеросхим. Петре, по указу Синодального Казенного приказа в обители была сооружена небольшая деревянная теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. К 40-м гг. XVIII в. пустынь пришла в упадок, братию возглавлял казначей иером. Иосиф, единственный в обители чернец-иерей. В 1742 г. он объявил в розыск мон. Серафима, сбежавшего из обители со «скарбом» уже в 6-й раз. Указом Синода от 17 марта 1753 г. Санаксарская пуст. «по причине крайнего оскудения своего» с немногочисленными угодьями была передана в ведение Саровской пуст.

В 1758-1759 гг. С. м. был возрожден пострижеником с.-петербургского Александро-Невского мон-ря саровским насельником прп. Феодором (Ушаковым), пользовавшимся покровительством имп. Елизаветы Петровны. Он, вероятно, неоднократно бывал в Санаксарской пуст. «Пустыннолюбивый дух» мон. Феодора «при посещении Санаксара... пленившись красотою местоположения, совершенным уединением, весьма удобным к монашескому житию, сразу прилепился всею силою любви своей к пустыни Санаксарской», и прп. Феодор решил восстановить обитель (Тихон (Ципляковский). 1886. № 3. С. 113). По благословению своего старца саровского строителя иером. Ефрема (Короткова) в 1759 г. мон. Феодор с несколькими иноками переселился в Санаксару, 13 дек. 1762 г. был рукоположен во иерея и еп. Тамбовским и Пензенским Пахомием (Симанским) назначен строителем пустыни. В 1763 г. в обитель прибыли 11 (по др. сведениям, 12) гвардейских офицеров, получивших «высочайшее соизволение» постричься в монашество у иером. Феодора, бывш. сержанта Гвардейского Преображенского полка. С тех пор возрожденный мон-рь пополнялся выходцами в основном из военной среды. К кон. того же года в пустыни проживало 20 насельников. 16 окт. 1764 г. прп. Феодор официально возглавил С. м., к-рый сначала был выведен за штат, но в том же году указом Синода причислен к 3-му классу. 7 марта 1765 г. указом имп. Екатерины II Алексеевны Санаксару было велено именоваться мон-рем. В 1795 г. он был возведен во 2-й класс с положенными 30 насельниками.

Постройки

Санаксарский монастырь. Фотография. Нач. XX в.
Санаксарский монастырь. Фотография. Нач. XX в.

Санаксарский монастырь. Фотография. Нач. XX в.
При прп. Феодоре (Ушакове) умножилось число братии и существовавший теплый Иоанно-Предтеченский храм оказался тесен (летняя Сретенская ц. к 50-м гг. XVIII в. обрушилась). По благословенной грамоте (15 сент. 1765) еп. Владимирского и Муромского Павла (Гребневского; † 1769/70) был заложен каменный 2-этажный 5-главый собор. На его построение по ходатайству придворных лиц, особенно гр. А. Г. Орлова, именным повелением государыни было выдано 1000 р. По рассказу прп. Феофана (Соколова), ученика прп. Феодора, «когда закладывали в Санаксаре церковь каменную, где алтарю-то надобно быть, вдруг прилетел рой пчел». Тогда настоятель повелел одному из братии пчел «огрести в улей, и с того времени все пчелы в монастыре водятся» (Там же. № 9. C. 386). По окончании строительства верхний престол был освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (16 авг. 1780 переосвящен еп. Владимирским и Муромским Иеронимом (Фармаковским (Формаковским)) в честь Рождества Пресв. Богородицы), нижний освящен в 1774 (1776?) г. настоятелем иером. Иоилем (Тишковым) в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

На богатые столичные пожертвования С. м. был обнесен каменной оградой с 2 угловыми башнями, над св. воротами возведена 4-ярусная колокольня высотой ок. 26 саж. (1776). В июне 1774 г. дмитровский купец П. И. Толчёнов пожертвовал для обители колокол в 107 пудов, в 1788 г. московские благотворители - колокол в 237 пудов. В авг. 1776 г. на 2-м ярусе колокольни была освящена малая холодная ц. в честь Преображения Господня - «как бы обетная, выстроена в память поселения» в С. м. прп. Феодора (Ушакова) и 12 отставных гвардейцев (Он же. 1888. С. 42).

Основные строительные работы в С. м. осуществлял зодчий послушник Филипп Иванов Былинин (1751-1820; впосл. иером. Филарет, настоятель обители). В 1777 г. на северной стороне он заложил 2-этажный трапезный корпус (1779; на верхнем этаже - трапеза и кухня, на нижнем - хлебопекарня и кладовые), в 1779 г. на вост. стороне - 2-этажный братский корпус, в 1781 г. на юж. стороне сооружен 2-этажный «иеромонашеский» корпус на 18 келий, больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (1780-1781), освященная 6 июня 1782 г. настоятелем иером. Венедиктом, в 1783-1784 гг. на сев. стороне - 2-этажный настоятельский корпус, в 1784-1785 гг.- «балюстрада», окружившая весь мон-рь,- пандус для защиты зданий от разливов Мокши. На зап. линии обители близ колокольни мон. Филарет (Былинин) построил просфорный корпус, на вост. линии - ледники и квасную избу. Также в С. м. были возведены каменные 2-этажная гостиница для «богомольцев благородных особ» с мезонином (1786-1787) и 2 «простонародные» гостиницы (1791, 1793), корпус (1788) рядом с колокольней, кельи при трапезной (1790), больничный корпус и кузница (1796), многочисленные хозяйственные постройки. В 1805 г. к западу от обители было основано монастырское кладбище с небольшой каменной холодной ц. Воскресения Христова (1806), освященной иером. Филаретом (Былининым) 28 авг. 1810 г., с каменными оградой (1807-1809) и 2 кельями. Это центрический однокупольный храм в стиле классицизма, ротондальный в плане, с боковыми ризалитами.

В XIX в. в С. м. почти не велись строительные работы, осуществлялись лишь ремонт и перестройка имевшихся зданий и благоустройство хозяйственных служб. В 1906 г. у сев. стены собора над могилами старца Феодора (Ушакова) и погребенного рядом его племянника адмирала прав. Феодора Ушакова была возведена каменная 5-главая часовня, «осененная пятью зеркальными крестами» (Андриевский. 1911. С. 801). В нач. XX в. в обители имелось также несколько монастырских часовен, в т. ч. в сев.-зап. башне ограды и каменная «Крестовая» (1906) в лесу, к западу от мон-ря. К последней часовне в день Воздвижения Креста Господня ежегодно совершался торжественный крестный ход при большом стечении народа.

В Темникове, на Стрелецкой ул. (ныне Первомайская), на монастырском усадебном месте, располагалось Санаксарское подворье с небольшим деревянным домом, деревянным амбаром, сараями и баней.

В 1892 г. при С. м. была открыта богадельня, в к-рой проживали 6 чел., 8 сент. 1896 г. недалеко от мон-ря, близ дер. Алексеевки, учреждена одноклассная церковноприходская школа с деревянным домом, помещением для учителя и сторожа.

Святыни и реликвии

К кон. XIX в. в алтаре Богородице-Рождественского собора хранились чеканный сребропозлащенный напрестольный крест (с частицами мощей прор. Даниила, прав. Анны, апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, прав. Лазаря, архидиак. первомч. Стефана, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Германа (Садырева-Полева), преподобных Ефрема Сирина, Сергия Радонежского и др.), изготовленный в 1794 г. в Москве; др. чеканный сребропозлащенный крест (с частицами мощей архидиак. первомч. Стефана, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и Пантелеимона, вмц. Феклы, сщмч. Василия Амасийского, мч. Феодора, прп. Макария Желтоводского и др.); 2 креста («с ручкою, серебренный, гладкий») с частицами мощей Киево-Печерских преподобных; «малый» серебряный крест («с ручкою; верхняя сторона вызолочена») с частицами мощей архидиак. первомч. Стефана, свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата, свящ. сщмч. Василия Парийского, мучеников Меркурия и Ореста; сребропозлащенный «малый» крест с частицами мощей мучеников Кирика и Иулитты, Киево-Печерских преподобных и «срачицы» вмц. Варвары; икона в серебряной ризе с изображением 16 святых, в к-рую вложен сребропозлащенный крест с частицами мощей сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Феодора Тирона и Пантелеимона, святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, прмц. Домники, мц. Ирины и др., с частицами Мамврийского дуба и клобука прп. Сергия Радонежского.

Здесь же хранились икона Рождества Пресв. Богородицы («в кивоте за стеклом: лица и ручки у Божией Матери и предстоящих - живописные, а одежды из разноцветной золотой и серебряной фольги, над группою священных изображений устроен фольговый балдахин, поддерживаемый фольговыми колонками, по две на стороне, между колонок устроена фольговая тумбочка, на которой поставлен маленький решетчатый серебряный ковчежец» с частицами мощей свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Димитрия Солунского, Пантелеимона, Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и мч. Мардария), устроенная т. о. в 1793 г. сестрами арзамасского во имя Алексия, человека Божия, (Новодевичьего) женского монастыря, духовником к-рого был прп. Феодор (Ушаков); икона Успения Пресв. Богородицы («на кипарисной доске в сребропозлащенной ризе») с частицами мощей; 2 распятия на финифти с частицами мощей мн. святых, а также древа Животворящего Креста Господня и камня от Гроба Господня (Тихон (Ципляковский). 1888. С. 43-46).

В верхней и нижней церквах Богородице-Рождественского собора стояли 3-ярусные позолоченные иконостасы, с резьбой, колоннами и пилястрами. В соборе среди особо чтимых хранилась Толгская икона Божией Матери «древнего письма... одежда, низанная китайским жемчугом с разноцветными камнями, убрус вынизан настоящим жемчугом, венец сребропозлащенный». Здесь же находились чтимые Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери в подобном убранстве (Там же. С. 41).

К 1911 г. в «сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа» собора находились ризница и книгохранилище. Здесь среди прочего хранились богато украшенные Евангелия 1759 и 1791 гг., напрестольные облачения и плащаница («превосходной работы, по малиновому бархату, шитая золотом и серебром», украшенная мелким жемчугом), выполненные в 1792 г. сестрами арзамасской Алексеевской обители.

Архив С. м. хранится в ЦГА Республики Мордовии (Ф. 3. 141 ед. хр.).

Настоятели и братия

После ссылки прп. Феодора (Ушакова) в 1774 г. в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь настоятелем (1774-1778) С. м. был избран и 8 авг. того же года утвержден иером. Иоиль (Тишков; † 1791), отставной гвардеец, постриженный по именному указу имп. Елизаветы Петровны. Еп. Иероним (Фармаковский), посетивший С. м. в 1777 г. при обозрении епархии, 20 сент. 1778 г. писал саровскому настоятелю иером. Пахомию (Леонову; † 1794): «Сказать должен я, что порадовали меня Санаксарская и Флорищева пустыни своим благоустройством и душеспасительным поведением» (цит. по: Бахмустов. 2000. С. 544). Настоятель Иоиль (Тишков) впосл. был наместником московского Чудова мон-ря, а затем состоял в братии Троице-Сергиевой лавры, «стоял при мощах» прп. Сергия Радонежского.

Среди учеников и пострижеников С. м. были иером. Игнатий (Ушаков; 1731-1796), впоследствии сподвижник иером. прп. Клеопы I, затем архимандрит московского Симонова монастыря, иером. Иоанникий, впосл. настоятель Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, а также буд. архим. Макарий (Брюшков; † 1811), возобновитель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря, сподвижник митр. Платона (Левшина). В сер. 70-х гг. XVIII в. в С. м. нек-рое время проживали прп. Феофан (Соколов) и прп. Назарий (Кондратьев).

В 1778 г. С. м. возглавил иером. Венедикт (Селиванов; † 1788), также отставной гвардеец. При нем, в окт. 1783 г., в С. м. вернулся из ссылки прп. Феодор. Старец пребывал в обители на положении простого монаха, однако подвергался гонениям со стороны иером. Венедикта, «приревновавшего» его к многочисленным паломникам и посетителям. В 80-х гг. XVIII в. в мон-ре проживали ок. 100 насельников, для паломников и окрестных жителей была устроена аптека.

В 1789 г. настоятелем С. м. по общему согласию братии был избран иером. Вениамин (Андреев; 1734-1803), ученик старца Феодора (Ушакова), покровительствовавший преподобному, «муж кроткий и почтенный... ревностный рачитель монастырского благоустройства и общежития» (Тихон (Ципляковский). 1888. С. 25). При настоятеле Венедикте скончавшегося прп. Феодора похоронили у стен Богородице-Рождественского собора.

В 1797 г. С. м. посетил писатель-краевед Т. В. Баландин (ок. 1748-1830). В своем соч. «Сокращенное повествование о путепродолжениях Tichona Wasilieva Balandina» он вспоминал о «душевном приеме», оказанном ему в обители иером. Вениамином (Пигин А. В. «Древнейшая в севере состоящая» обитель: Т. В. Баландин и Палеостровский мон-рь (кон. XVIII - нач. XIX в.) // ВЦИ. 2015. № 1/2(37/38). С. 87-129; см. с. 101). После кончины иером. Вениамин был погребен с сев. стороны собора, «при ногах» прп. Феодора (Ушакова).

17 февр. 1803 г. настоятелем С. м. по общему согласию братии был избран зодчий, построивший мн. здания С. м., иером. Филарет (Былинин). Он происходил из купцов г. Калязина Тверской губ., в 1776 г. поступил в С. м., в 1781 г. принял постриг, но в 1798 г. по рекомендации митр. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) был переведен настоятелем боровичского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря «для устроения общежития». Однако иером. Филарет отказался от этого назначения и нек-рое время проживал в Александро-Невской лавре, где убедил влиятельных членов Синода дозволить ему в 1799 г. вернуться в родную обитель. Игум. Филарет управлял С. м. до 1817 г., затем проживал в нем на покое, в 1820 г. погребен у стен собора. Время его настоятельства в С. м. считается расцветом обители. Согласно 1-му «Историческому описанию» монастыря (1802), архитектурный ансамбль С. м., сложившийся во многом благодаря иером. Филарету, поражал «своей образной цельностью, органичностью с пейзажем, эстетической изысканностью. Издали он похож на могучий корабль» (Бахмустов. 2004. С. 191).

Ок. 1811 г. рядом с мон-рем, в дер. Алексеевке Темниковского у., поселился после отставки адмирал св. Феодор Ушаков, часто приезжавший в обитель. В 1812 г. вместе с темниковским соборным прот. Асинкритом Ивановым он устроил госпиталь для раненых воинов, а также пожертвовал средства на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. По завещанию адмирал Ушаков в 1817 г. был погребен в С. м., рядом с прп. Феодором.

Согласно «Сведениям о монашествующих и других людях, находящихся в монастырях Тамбовской епархии за 1816 год», в С. м. в это время числилось 25 насельников, в т. ч. 10 иеромонахов, однако в реальности проживало значительно большее число братии. Имелось неск. мастерских, в т. ч. сапожная, портняжная, столярная, иконописная, известны мастера золочения Иван Краснощёков и Иван Харламов, погребенные у стен собора. К 1875 г., при настоятеле (1863-1879) игум. Иларии (Иванове), в С. м. проживали 37 чел. братии, в т. ч. духовник иером. Никанор, к кон. XIX в.- до 100 чел. братии.

26 июня 1879 г. общим собранием монашествующей братии настоятелем С. м. был избран игум. Тихон (Цыпляковский (Ципляковский); 1839-1896), уроженец с. Гремячева Шацкого у. Тамбовской губ., выпускник Тамбовской ДС, постриженик (1866) Вышенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, духовник свт. Феофана Затворника (Говорова), автор 1-го крупного исторического описания С. м. и жизнеописания прп. Феодора (1888). Указом Синода от 4 дек. 1884 г. он был переведен настоятелем лебедянского во имя Святой Троицы монастыря, в 1886 г. по собственному прошению поселился в Вышенской пуст., где и погребен (см.: Кодратов А. Игум. Тихон подвижник Вышинский // ДЧ. 1899. № 12. С. 599-609). С окт. 1868 г. в С. м. проживал бывш. еп. Оренбургский и Уральский Антоний (Радонежский; † 1872), с 1909 г.- сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили)

Настоятель (1896-1915) архим. Августин (Кривоногов) 13 сент. 1903 г. «за особые труды, понесенные во дни прославления св. угодника Божия Серафима Саровского чудотворца» Синодом был награжден палицей, а 17 дек. 1905 г. назначен благочинным мон-рей.

С. м. был известен строгим общежительным уставом, опиравшимся на Студийский устав, правила Саровской и Вышенской пустыней. Прп. Феодор заповедал, чтобы в храме «чтение было неспешное, внятное, благоговейное»: напр., всенощное бдение продолжалось 7 часов. Трапеза была только общая, пища самая простая, «пирогов и белого хлеба не бывало никогда, даже в светлый день Воскресения», приносить еду в кельи запрещалось, «кроме квасу». Братия могла в любое время суток прийти к игумену для «откровения помыслов» - прп. Феодор всегда держал открытыми двери своей кельи. Правила, заведенные преподобным в обители, отличались жестким аскетизмом. Так, светильники и печи в кельях дозволялось иметь только инокам, занимавшимся рукоделием, у остальных «царил холод»; о «вине и бане стыдно было и говорить». Каждому иноку из монастырской б-ки выдавалась лишь 1 или 2 книги (подробнее об уставе см.: Тихон (Ципляковский). 1886. № 3. С. 115-119; Он же. 1888. С. 51-61). Считалось, что «для желающих уединенной созерцательной жизни, ничем не нарушаемого спокойствия, не нужно искать лучшего места», и к кон. XIX в. С. м., находившийся в стороне от больших дорог и с вост., сев. и юж. сторон окруженный «обширными заливными лугами», был «скорее похож на уединенный пустынный скит» (Он же. 1888. С. 3-4).

Материальное положение

К кон. XIX в. С. м. владел 707 дес. 838 кв. саж. земли, преимущественно лесными угодьями. На все монастырское имение в 1897 г. сотрудниками 2-го Темниковского лесничества был составлен план с распределением леса на 5 кварталов, по указанию которого недвижимости состояло: леса хвойного - 237 дес. 960 кв. саж., леса лиственного - 167 дес. 1440 кв. саж., вырубок, прогалин и «редин» - 10 дес. 720 кв. саж., пахотной земли - 13 дес. 1800 кв. саж., сенокосной - 176 дес. 1200 кв. саж., неудобной - 35 дес. 1918 кв. саж., под р. Мокшей и озерами - 12 дес., под скотным двором с постройками и огородом - 18 дес., под мон-рем с постройками и огородом - 15 дес., под большой дорогой - 10 дес., под 2 проездными дорогами - 10 дес. и под монастырским подворьем в Темникове - ок. 1 дес., не вошедшей в план. Монастырь владел рыбными ловлями по р. Мокше, а также отведенными ему в 1860 г. ловлями по р. Ваду и озерами в Темниковском и Спасском уездах. Однако последние «по отдаленности» сдавались в аренду и приносили в год доход на сумму 260 р.

В нач. XX в. С. м. имел водопровод, доставлявший воду из Санаксарского оз. в различные хозяйственные строения посредством насоса, приводимого в движение лошадью: «Из названного озера вода набирается в колодезь, а из него выкачивается чрез насос лошадью в чан и идет чрез водопроводные трубы в кухню, хлебопекарню и другие места».

Из казны на содержание С. м. средств не поступало, кроме «ежегодно жертвуемых из кабинета Его Величества Государя Императора по смете министерства императорского двора 50 руб. на церковные потребности: вино, ладан и деревянное масло, а содержится милостынею благотворителей и частью от своих угодий». Капиталы мон-ря в процентных билетах составляли 163 р. 457 к. (Андриевский. 1911. С. 801-802).

1915-2021 гг.

27 мая 1915 г. настоятелем С. м. был избран иером. преподобноисп. Александр (Орудов (Уродов)), 20 июля 1915 г. в Богородице-Рождественском соборе С. м. архиеп. сщмч. Кириллом (Смирновым) возведенный в сан игумена (см.: Тамбовские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. № 14/15. С. 549-557). В марте 1918 г. революционно настроенная братия сместила игум. Александра с настоятельской должности и заключила его в неотапливаемую келью. В июле 1920 г. митр. Кириллом (Смирновым) иером. Александр был назначен настоятелем Макариева Свияжского в честь Вознесения Господня мужского монастыря, скончался в 1961 г. в с. Соболеве Санчурского р-на Кировской обл., канонизирован постановлением Синода от 6 окт. 2000 г., его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Осенью 2001 г. мощи преподобноисп. Александра были перенесены в С. м.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1765–1774 гг. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Климкова
Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1765–1774 гг. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Климкова

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1765–1774 гг. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Климкова
В 20-х гг. XX в. на территории С. м. существовала коммуна, в к-рой проживала часть братии. В окт. 1929 г. С. м. был закрыт, братия изгнана. Так, иером. Серафим (Батин; 1893-1970), постриженик и насельник С. м., переехал в местность Лощины Сосновского р-на Тамбовской обл., в 1936 г. был арестован, осужден по ст. 58 УК РСФСР, отбывал заключение в ИТЛ, после освобождения проживал в с. Отъяссы Сосновского р-на, в 40-х гг. XX в. совершал богослужения на дому, похоронен на сельском кладбище; реабилитирован прокуратурой Тамбовской обл. 21 марта 1989 г. (Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа. Тамбов, 2014. Т. 1. С. 252-253). Иером. Григорий (Сотников; 1881-1938), проживавший в дер. Кезьминке Кирсановского р-на Тамбовской обл., был также осужден по ст. 58 УК РСФСР, расстрелян 19 февр. 1938 г.

После 1929 г. на территории мон-ря нек-рое время располагалась воинская часть, с 1936 г.- сельское профессиональное уч-ще. По нек-рым сведениям, в притворе собора была устроена конюшня, навоз выбрасывали через оконный проем на братские могилы.

В 30-х гг. была разрушена часовня над могилой прп. Феодора и прав. Феодора Ушаковых. В 1944 г. была создана гос. комиссия, к-рая произвела раскопки на территории С. м. и вскрыла могилу адмирала Ушакова, его останки оказались нетленными. В 1999 г. были обретены мощи прп. Феодора. Ныне раки с мощами прославленных в лике святых прп. Феодора и прав. адмирала Феодора установлены в левом и правом приделах Иоанно-Предтеченской ц.

С кон. 60-х гг. XX в. велась реставрация Богородице-Рождественского собора, к нач. 80-х гг. власти планировали открыть на территории С. м. базу отдыха для сотрудников Саранского производственного объединения «Светотехника» или туристический центр.

Постановлением Совета министров Мордовии от 7 мая 1991 г. здания обители были переданы Саранской епархии. 25 марта 1991 г. наместником С. м. был назначен архим. Варнава (Сафонов; ныне епископ Павлодарский и Экибастузский). 26 мая 1991 г., в день Св. Троицы, архим. Варнава совершил 1-ю после возрождения мон-ря Божественную литургию. С 3 дек. 1991 г. духовником братии являлся схиигум. Иероним (Верендякин; † 2001), погребенный на монастырском кладбище, за алтарем восстановленного Воскресенского храма. Над его могилой построена каменная часовня-усыпальница (2001).

К 2021 г. восстановлен весь архитектурный комплекс мон-ря, в т. ч. ремонтно-реставрационные работы в 2012 г. проводились в братском и архиерейском корпусах, в 2015 г.- в трапезной, в 2018 г.- в игуменском корпусе. В 2011-2012 гг. недалеко от С. м. на почитаемом источнике прп. Феодора Санаксарского были построены купальня и бревенчатая часовня, крестообразная в плане, с 8-скатной кровлей, завершенная восьмериком с высоким шатром с главкой. При С. м. имеется обширное многоотраслевое хозяйство. Близ мон-ря построена гостиница. Действует центр реабилитации наркозависимых.

Среди святынь С. м.- чтимые списки Казанской, Почаевской, Дивногорской (Сицилийской), Феодоровской икон Божией Матери.

В качестве подворья С. м. передана каменная ц. Св. Троицы (1771) в г. Саранске. Это двусветный четверик с 5-гранным алтарем, завершавшийся 2 убывающими по ширине малыми восьмериками. В 1861-1892 гг. в ней служил прот. Алексий Иларионович Масловский (1838-1892), известный педагог и краевед. В 1931 г. церковь была закрыта, в 1999 г. передана верующим и отреставрирована (см. подробнее: Троицкая ц.- подворье Санаксарского монастыря // Саранские ЕВ. 2000. № 5. С. 5-10). Другое подворье открыто 15 июня 2011 г. при деревянном храме Иерусалимской иконы Божией Матери с. Красногорск Томаринского городского окр. Сахалинской обл.

23 окт. 2014 г. священноархимандритом С. м. утвержден еп. Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин). В мон-ре проживают наместник (с 2010) архим. Иннокентий (Руденко) и более 100 насельников. Ежегодно С. м. посещают более 35 тыс. паломников и туристов.

Лит.: Иероним (Формаковский), еп. Слово, говоренное в Санаксарском мон-ре, при освящении вновь построеннаго храма. М., 1780; Санаксарская пуст. // Новый и полный геогр. слов. Рос. гос-ва. СПб., 1789. T. 5. С. 20; Ист. описание Санаксарского мон-ря. М., 1802; ИРИ. Ч. 6. С. 3-12; Порфирий (Григоров), мон. Жизнь о. Феодора, бывш. настоятеля Санаксарской обители. М., 1847; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Тихон (Ципляковский), игум. Жизнеописание старца иером. Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санаксарскаго мон-ря // Тамбовские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. № 3. С. 104-130; № 9. C. 384-399; № 16. C. 651-664; он же. Ист. описание темниковского Санаксарского мон-ря. Темников, 18882; Справ. и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1902 г. / Сост.: свящ. И. М-в. Тамбов, 1902. С. 287-288; Андриевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Воронин И. Д. Из истории Санаксарского мон-ря // Памятники Отечества. М., 1975. Кн. 2. С. 236-242; Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII-XVIII вв. // Соц.-экон. положение трудящихся Ср. Поволжья. Саранск, 1989; Бахмустов С. Б. Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000; он же. Рождество-Богородичный Санаксарский муж. мон-рь // Рус. мон-ри: Ср. и Н. Волга. М., 2004. С. 188-207; Рождество-Богородичный Санаксарский мон-рь: Альбом. М., 2001; Житие прп. Александра исповедника. Темников, 2004; Агапит (Юрков), иером. Санаксарский возобновитель древнего старчества: Житие прп. Феодора Санаксарского. М., 2005; Санаксарский мон-рь / Сост.: иером. Венедикт (Кулешов). Саранск, 2005.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Святыни русских монастырей и храмов Санаксарский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь
См.также:
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЛАВРЕНТИЕВ КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии)
ЛЕБЯЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Лебяжская Черноморская Екатерино-Николаевская пуст. Ейской и Тимашевской епархии)
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.)
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке